Шиянова Оксана Гурамовна, персональный сайт педагога

Проект «Формирование чувств уважения и принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста».

Проект

 «Формирование чувств уважения и принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста».

В семье закладываются основы морали, отношения  к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности.

Родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры - формируют личность ребёнка с раннего возраста.

Положительный результат возможен при условии вдумчивого воспитания, когда взрослые служат для детей образцом поведения. Дошкольники впечатлительны  и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.

Мама и папа - главные воспитатели своих детей. От папы и мамы зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи - бабушек и дедушек.

В современном мире многие дедушки и бабушки продолжают работать. Но для воспитания главное - нравственный облик. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек.

Между тем нередко педагоги детского сада наблюдают, как воспитанник группы не слушается пришедшую за ним бабушку, проявляет недовольство.

Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в воспитании. Возможно, бабушка не стала авторитетом для этого ребёнка; может, дома родители подрывают авторитет.

Во всех случаях законом  в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Но объединяет близких людей, членов одной семьи  личностная и социальная позиция дедушек и бабушек.

Когда они живут в семье сына или дочери, то принимают на себя определённую часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства.

В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании ребёнка. Мальчику дедушка особенно нужен, если в семье нет отца.

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение – носители и хранители семейных ценностей. Поэтому отношение бабушки и дедушки к ребёнку абсолютно иное, нежели чем у матери и отца.

Известно, что на отношение старших родственников  к своим внукам влияет ментальность того народа, государства, в котором они выросли  и живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, "своим домой".

Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка заботятся не только о своих внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках.

Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность за воспитание детей. И создать такую атмосферу в семье порой под силу только представителям старшего поколения.

Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых. Укрепляет отношения родных нескольких поколей  и проведение праздников: Нового года, дней рождений. Организация таких мероприятий берут на себя в основном бабушки.

Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.

Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребёнка, поскольку они дают  самое главное - уверенность, что так будет всегда, что семья при любых условиях соберется вместе. Эти воспоминания ребёнок понесёт по жизни. Они позволяют ощутить гордость за свою семью. И уж конечно, ребёнок, выросший в традициях единения разных поколений семьи, никогда не бросит бабушку и дедушку в трудную минуту.

Статья 9 Конвенции ООН гласит, что каждый ребёнок имеет право на семью. У детей дошкольного возраста, в соответствии с возрастными особенностями, формируется представления о семье, родственных отношениях, понимание того, как поддерживаются родственные связи, как проявляется любовь и забота о пожилых людях в семье.

Очень важно уже в дошкольном возрасте  способствовать развитию добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умению различать настроение  и эмоциональное состояние взрослых, воспитанию доброжелательного отношение к бабушке и дедушке. В это время у детей появляются знания о семейных традициях, любимых занятий бабушек и дедушек ("Моя бабушка печет вкусные пирожки", "Мой дедушка мастери на все руки").

Вследствие нивелирования вышеперечисленных проблем я определила педагогические условия:

- расширение знаний детей о социальных представлениях в мире людей;

- развитие потребности в проявлении доброжелательного, уважительного, заботливого отношения к старшим членам семьи;

- развитие интереса и изучение семейных традиций.

Обеспечение данных условий было реализовано средствами проектной деятельности «Наши бабушки и дедушки», участниками которой стали педагоги , дети и родители, дети  и родители. Продолжительность проекта - 7 месяцев.

Содержание проекта включало в себя различные виды деятельности интеграции с учётом предпочтений, интереса, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важная роль принадлежит следующим мероприятиям :

- обогащение речевого, художественно - эстетического, познавательного центров в группе дидактическими играми, пособиями по теме проекта;

- разработка анкет для бабушек и дедушек воспитанников по теме «Моё хобби»;

подбор необходимого материала для реализации проекта;

мотивация детей к предстоящей деятельности через просмотр мультфильмов: "Репка", "Колобок", "Было у бабушки 40 внучат", "Бабушка Метелица";

- рассматривание семейных фотографий "Хобби моей бабушки (дедушки)", "Дед и внуки";

- беседы по темам: "Мы живём в одной квартире", "В деревню к дедушке";

- подбор стихотворений, загадок о бабушке и дедушке, пословиц и поговорок о семье.

Создание для организации и проведения детской деятельности.

 

Продуктивная деятельность.

· Изготовление поделок для бабушек и дедушек : "Брошка для бабушки" (объёмная аппликация), закладки в книгу для детишек, открытки - приглашения к музыкальному развлечению "Наши любимые бабушки  и дедушки".

· Изготовление книжек - малышек: "Мой  любимый дедушка", "Моя любимая бабушка".

· Организация выставок: "Портрет любимой бабушки", "Портрет любимого дедушки

Познавательно - исследовательская деятельность .

· Анкетирование для бабушек и дедушек воспитанников по теме "Моё хобби".

· Рассматривание иллюстраций  из энциклопедии "Почемучка", "Во что играли наши бабушки и дедушки".

· Беседы : "Когда радуются бабушка", "Как я помогаю бабушке и дедушке".

· Изучение  историй вещей , передающихся из поколения в поколение.

· Беседы о традициях семьи (визиты к  бабушке и дедушке; звонки по телефону).

· Посиделки "Бабушкины плюшки - ватрушки".

· Мастер - класс дедушки "Дедушкины помощники".

· Кроссворд  "Ласковушки".

Игровая деятельность.

· Сюжетно - ролевая игра "Семья".

· Дидактические игры : "Похвали бабушку и дедушку", "Слова наоборот", "Любимая сказка про бабушку и дедушку", "Логическое домино", "Логическое домино", "Хорошо - плохо", "Волшебные ниточки".

Восприятие художественной литературы и фольклорных произведений .

· Чтение художественных произведений : В. Осеева "Просто старушка", "Волшебное слово"; Л. Квитко "Бабушкины руки"; Н. Носов "Шурик у дедушки"; Л. Зимина "Надо дедушек любить, как без бабушек на жить".

· Чтение стихотворений: О. Беляевская "Бабушка и внучка", Я. Аким "Кто кому кто?", А. Барто "Две бабушки", П. Синявский "Бабушка моя - не старушка".

· Заучивание стихотворений : П. Синявский "У меня старания", Е. Благинина "Бабушка - забота".

· Выставка совместного творчества родителей и детей по теме "Наши любимые бабушки и дедушки ".

· организация и проведение музыкального развлечения "Наши любимые бабушки и дедушки".

На протяжении проектной деятельности ребята раскрыли свои способности в той или иной образовательной области. Во многих мероприятиях активно участвовали бабушки и дедушки.

Созданные педагогические условия при помощи проектной деятельности способствовали формированию социальных представлений о семье как источнике социокультурного развития, о нормах взаимоотношений с пожилыми членами семьи.

Используемая литература:

Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками . М., 2019.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 - 4 , 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет.  М., 2019 .

Федулова Ю.В. и др. Люблю моё отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. М., 2019 .

Журнал «Воспитатель ДОУ» № 10/2019(https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-v/2019/vospitatel-dou-10-2019).

21 января 2020 в 14:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.