Шиянова Оксана Гурамовна, персональный сайт педагога
Проект «Формирование чувств уважения и принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста».Проект «Формирование чувств уважения и принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста». В семье закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности. Родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры - формируют личность ребёнка с раннего возраста. Положительный результат возможен при условии вдумчивого воспитания, когда взрослые служат для детей образцом поведения. Дошкольники впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления. Мама и папа - главные воспитатели своих детей. От папы и мамы зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи - бабушек и дедушек. В современном мире многие дедушки и бабушки продолжают работать. Но для воспитания главное - нравственный облик. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек. Между тем нередко педагоги детского сада наблюдают, как воспитанник группы не слушается пришедшую за ним бабушку, проявляет недовольство. Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в воспитании. Возможно, бабушка не стала авторитетом для этого ребёнка; может, дома родители подрывают авторитет. Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Но объединяет близких людей, членов одной семьи личностная и социальная позиция дедушек и бабушек. Когда они живут в семье сына или дочери, то принимают на себя определённую часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании ребёнка. Мальчику дедушка особенно нужен, если в семье нет отца. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? Дело в том, что старшее поколение – носители и хранители семейных ценностей. Поэтому отношение бабушки и дедушки к ребёнку абсолютно иное, нежели чем у матери и отца. Известно, что на отношение старших родственников к своим внукам влияет ментальность того народа, государства, в котором они выросли и живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, "своим домой". Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка заботятся не только о своих внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность за воспитание детей. И создать такую атмосферу в семье порой под силу только представителям старшего поколения. Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых. Укрепляет отношения родных нескольких поколей и проведение праздников: Нового года, дней рождений. Организация таких мероприятий берут на себя в основном бабушки. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии. Не нужно забывать, что традиции - лучший воспитатель ребёнка, поскольку они дают самое главное - уверенность, что так будет всегда, что семья при любых условиях соберется вместе. Эти воспоминания ребёнок понесёт по жизни. Они позволяют ощутить гордость за свою семью. И уж конечно, ребёнок, выросший в традициях единения разных поколений семьи, никогда не бросит бабушку и дедушку в трудную минуту. Статья 9 Конвенции ООН гласит, что каждый ребёнок имеет право на семью. У детей дошкольного возраста, в соответствии с возрастными особенностями, формируется представления о семье, родственных отношениях, понимание того, как поддерживаются родственные связи, как проявляется любовь и забота о пожилых людях в семье. Очень важно уже в дошкольном возрасте способствовать развитию добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умению различать настроение и эмоциональное состояние взрослых, воспитанию доброжелательного отношение к бабушке и дедушке. В это время у детей появляются знания о семейных традициях, любимых занятий бабушек и дедушек ("Моя бабушка печет вкусные пирожки", "Мой дедушка мастери на все руки"). Вследствие нивелирования вышеперечисленных проблем я определила педагогические условия: - расширение знаний детей о социальных представлениях в мире людей; - развитие потребности в проявлении доброжелательного, уважительного, заботливого отношения к старшим членам семьи; - развитие интереса и изучение семейных традиций. Обеспечение данных условий было реализовано средствами проектной деятельности «Наши бабушки и дедушки», участниками которой стали педагоги , дети и родители, дети и родители. Продолжительность проекта - 7 месяцев. Содержание проекта включало в себя различные виды деятельности интеграции с учётом предпочтений, интереса, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важная роль принадлежит следующим мероприятиям : - обогащение речевого, художественно - эстетического, познавательного центров в группе дидактическими играми, пособиями по теме проекта; - разработка анкет для бабушек и дедушек воспитанников по теме «Моё хобби»; подбор необходимого материала для реализации проекта; мотивация детей к предстоящей деятельности через просмотр мультфильмов: "Репка", "Колобок", "Было у бабушки 40 внучат", "Бабушка Метелица"; - рассматривание семейных фотографий "Хобби моей бабушки (дедушки)", "Дед и внуки"; - беседы по темам: "Мы живём в одной квартире", "В деревню к дедушке"; - подбор стихотворений, загадок о бабушке и дедушке, пословиц и поговорок о семье. Создание для организации и проведения детской деятельности.
Продуктивная деятельность. · Изготовление поделок для бабушек и дедушек : "Брошка для бабушки" (объёмная аппликация), закладки в книгу для детишек, открытки - приглашения к музыкальному развлечению "Наши любимые бабушки и дедушки". · Изготовление книжек - малышек: "Мой любимый дедушка", "Моя любимая бабушка". · Организация выставок: "Портрет любимой бабушки", "Портрет любимого дедушки Познавательно - исследовательская деятельность . · Анкетирование для бабушек и дедушек воспитанников по теме "Моё хобби". · Рассматривание иллюстраций из энциклопедии "Почемучка", "Во что играли наши бабушки и дедушки". · Беседы : "Когда радуются бабушка", "Как я помогаю бабушке и дедушке". · Изучение историй вещей , передающихся из поколения в поколение. · Беседы о традициях семьи (визиты к бабушке и дедушке; звонки по телефону). · Посиделки "Бабушкины плюшки - ватрушки". · Мастер - класс дедушки "Дедушкины помощники". · Кроссворд "Ласковушки". Игровая деятельность. · Сюжетно - ролевая игра "Семья". · Дидактические игры : "Похвали бабушку и дедушку", "Слова наоборот", "Любимая сказка про бабушку и дедушку", "Логическое домино", "Логическое домино", "Хорошо - плохо", "Волшебные ниточки". Восприятие художественной литературы и фольклорных произведений . · Чтение художественных произведений : В. Осеева "Просто старушка", "Волшебное слово"; Л. Квитко "Бабушкины руки"; Н. Носов "Шурик у дедушки"; Л. Зимина "Надо дедушек любить, как без бабушек на жить". · Чтение стихотворений: О. Беляевская "Бабушка и внучка", Я. Аким "Кто кому кто?", А. Барто "Две бабушки", П. Синявский "Бабушка моя - не старушка". · Заучивание стихотворений : П. Синявский "У меня старания", Е. Благинина "Бабушка - забота". · Выставка совместного творчества родителей и детей по теме "Наши любимые бабушки и дедушки ". · организация и проведение музыкального развлечения "Наши любимые бабушки и дедушки". На протяжении проектной деятельности ребята раскрыли свои способности в той или иной образовательной области. Во многих мероприятиях активно участвовали бабушки и дедушки. Созданные педагогические условия при помощи проектной деятельности способствовали формированию социальных представлений о семье как источнике социокультурного развития, о нормах взаимоотношений с пожилыми членами семьи. Используемая литература: Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками . М., 2019. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 - 4 , 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет. М., 2019 . Федулова Ю.В. и др. Люблю моё отечество: Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников. М., 2019 . Журнал «Воспитатель ДОУ» № 10/2019(https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-v/2019/vospitatel-dou-10-2019). 21 января 2020 в 14:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.