Шиянова Оксана Гурамовна, персональный сайт педагога

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Вот какая ложка волшебная немножко!».

Интегрированное развлечение

«Вот какая ложка волшебная немножко!».

Цель: расширение знаний детей о ложках, ознакомление с их историей, областью применения.

Задачи:

- знакомить со столовыми приборами (ложками) разных временных эпох;

- формировать умение различать предметы по внешнему виду и назначению;

-  знакомить с элементами украшений в процессе росписи готовых изделий;

- показать приёмы игры на ложках;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- обогащать и активизировать словарь (ложка деревянная, серебристая, металлическая, пластмассовая, расписная, суповая, чайная);

- совершенствовать навыки рисования, развивать чувство цвета и композиции;

- развивать чувство ритма;

-  воспитывать любовь и уважение к искусству русских художников и мастеров, бережное отношение к результатам труда других людей.

Оборудование:

музыкальное сопровождение занятия , кукла Антошка , чугунок, расшитые в народном стиле полотенце и салфетка, ложки (деревянная, серебристая, металлическая, пластмассовая, расписная, суповая, чайная), поднос , расписные ложки, мольберт, иллюстрация росписи ложек а мастерской, презентация "Как расписывали деревянные ложки". большой шаблон ложки с образцом росписи, деревянные ложки заготовки для росписи (на каждого ребёнка), гуашь (красная, зелёная, чёрная), кисти , баночки - непроливайки, влажные салфетки, яйца и конусы для эстафеты, экран, проектор, ноутбук, аудио - и видеозапись игры на ложках.

Дети сидят на стульчиках.

Звучит аудиозапись песни "Антошка" (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

Раздаётся стук в дверь.

Ой, кто это? Неужели ещё гости? Ребята , это же Антошка услышал песню про себя и пришёл посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка!

Дети здороваются.

А что это ты нам принёс?

В руках у Антошки чугунок, в нем ложки разных видов, накрытые расшитой салфеткой.

Ребята, вы знаете, что это за предмет?

Дети. Чугунок.

Воспитатель. А что в нём как вы думаете? Наверное, картошка? Мы с ребятами знаем, что ты не очень любишь трудиться, зато очень любишь поесть.

Антошка отрицательно качает головой.

Не картошка? Тогда что же там?

Антошка.

Вам загадку загадаю,

Ум смекалку проверяю:

Интересная, подружка,

Хохотушка, веселушка,

Любит кашу, любит суп,

Без неё мы , как без рук.

Нам обжечься не даёт,

Всё доносит прямо в рот. (Ложка).

Воспитатель расстилает на столе расшитое полотенце и раскладывает на нём ложки, подзывает ребят, дети встают около стола полукругом. Антошкка сидит рядом.

Воспитатель. Ребята , посмотрите , все ложки разные. Хотите, я расскажу вам о том, как они появились?  Раньше давным - давно ели руками. Но жидкую еду, суп руками не возьмёшь. И люди придумали ложку.

На Руси простые люди делали вот такие деревянные ложки (показывает деревянную ложку). Из чего они сделаны.

Дети. Из дерева.

Воспитатель. Значит, они какие?

Дети. Деревянные.

Воспитатель. Деревянная ложка позволяет, есть горячую пищу и не обжигаться! За это её очень любили и даже украшали разными узорами, которые люди встречали в природе: цветы, ягоды, травка. Мастера - художники наносили узоры кисточками, т.е. расписывали. Как можно назвать ложки, которые расписывают?

Дети. Расписные.

Воспитатель. Правильно, это расписные ложки. Давайте вместе скажем, как называются ложки, которые люди расписывают,  "расписные".

Дети повторяют.

В разные времена ложки делали из разных материалов. В древности у богатых людей были ложки из дорогих металлов - серебра, золота. Вот ложка из серебра. Значит, какая она?

Дети. Серебряная.

Воспитатель. Скажем вместе - "серебряная".

Дети повторяют.

А у простых людей были ложки  из обычного металла, который не ржавеет. Посмотрите, из чего сделала эта ложка?

Дети. Из металла.

Воспитатель. Значит она какая?

Дети. Металлическая.

Воспитатель. Посмотрите, как много у Антошки металлических ложек. Каждая из них нужна для определённых блюд. Давайте вспомним, чаще всего мы пользуемся ложкой, когда едим суп, верно? Какую мы берём ложку?

Дети. Большую.

Воспитатель. Как такая ложка называется?

Дети. Суповая.

Воспитатель. А когда мы садимся пить чай или кофе при этом нам нужно размешать сахар, какую ложку мы используем?

Дети. Чайную

Воспитатель. Покажи всем чайную ложку.

Один ребёнок показывает и называет.

Люди едят разные вкусные блюда, то есть десерты: мороженное, торты. Для этого существуют специальные ложки. Как они называются?

Дети. Десертные.

Воспитатель. Правильно, для десерта нам нужна десертная ложка, вот такая, посмотрите. Ещё раз скажите все вместе, как называется эта ложка...

Дети. Десертная.

Воспитатель. Не так давно люди придумали ещё один материал, из которого стали делать ложки - пластмасса. А ложки из пластмассы как называются?

Дети. Пластмассовые.

Воспитатель. Вот какие разные ложки! Мы  их рассмотрели, ну а теперь присядьте на свои места.

Дети садятся.

А мы можем без ложек обойтись? Почему?

Дети отвечают.

Конечно, с помощью ложек мы принимаем пищу. Во все времена люди не могли обходиться без них. Не случайно в честь них существуют даже специальный праздник, и отмечается он 2 апреля - Международный день ложки!

Антошка, как же много разных ложек у тебя! А какая из них для тебя самая любимая?

Антошка. Расписная.

Воспитатель. А  вам, ребята, она нравиться? Давайте её рассмотрим. Чем она украшена? Каким узором?

Дети. Цветочками, ягодками, листочками.

Воспитатель. А эта ложка совсем не такая .(Демонстрирует обычную деревянную ложку - заготовку.) Чем она отличается от этой? Как вы думаете, как такой обычной ложки получается вот такая расписная красота?

Дети высказывают предположение.

Хотите отправиться в мастерскую, где из обычной деревянной ложки получается настоящее произведение искусства?

Дети отвечают.

Путь у нас неблизкий , предполагаю отправиться на поезде, а Антошка покажет нам дорогу.

Физкультминутка

Дети становятся паровозиком, руки кладут на плечи друг другу, движутся "змейкой" по группе под музыку, постепенно подходя  к столу для росписи ложек.

Воспитатель. Деревянные ложки с древних времен вырезали вручную  из куска дерева. Их специально обрабатывали, чтобы они были ровными да гладкими, чтобы их было удобно держать в руках и есть ими.

Воспитатель демонстрирует на мольберте иллюстрации с изображение вырезания ложек в древности.

А такие красивые ложки расписывают мастера - художники на фабрике. Эта роспись называется "хохломской". Мастера обычно используют несколько цветов, давайте их назовём: черный, красный, зелёный , золотой.

А сейчас, мы тоже ненадолго побудем мастерами - художниками. Хотите? Давайте нарисуем на этих замечательных ложках красивый узор, чтобы они стали яркими и нарядными.

Какой узор чаще всего встречается на расписных хохломских ложках.

Дети отвечают.

Верно , ягодки. Давайте разомнём наши ручки и посчитаем ягодки:

Ну - ка, пальчик- бегунок,

Собирай - ка в кузовок

Ягоды сладкие, вкусные, ароматные.

Мизинчиком - малинку,

 Безымянным - калинку,

Средним - землянику,

Указательным - клубнику!

Дети разминают и загибают пальцы.

Посмотрите на эту большую ложку. (Показывает образец). Давайте нарисуем на наших деревянных ложках вот такую ягодную гроздь. Кто угадал, что это за ягода?

Дети отвечают.

Конечно, смородина.

Какой цвет нужен, чтобы нарисовать веточку?

Дети. Чёрный.

Воспитатель. А каким цветом нарисовать ягодки?

Дети. Красным цветом нарисовать круги.

Воспитатель. А листочек нужно нарисовать каким цветом?

Дети. Зелёным.

Воспитатель демонстрирует приёмы росписи ложки, дети повторяют.

Воспитатель Краешек ложки и полоску на ручке обведите понравившимся цветом на своё усмотрение, кому как захочется.

Воспитатель расписывает ложку на своё усмотрение.

Как изменились наши ложки. Какими они стали?

Дети. Красивыми , яркими, расписными, нарядными.

Воспитатель. А с обратной стороны я вам предлагаю расписать их дома вместе с родителями так, как вам понравиться.

Дети встают из - за стола в кружок вместе с Антошкой.

Какие красивые ложки расписали наши ребята, правда, Антошка? Они ничуть  не хуже тех, что ты принёс нам!

Антошка. Устал я что то, не могу долго работать. Мне бы поиграть , повеселиться!

Воспитатель. А наши ребята и работать мастера, и отдыхать умельцы!

Ребята, Антошка хочет поиграть. А знаете ли вы и ты, Антошка, что раньше не только ели, с ними ещё играли! Девочки делали из них кукол, оборачивая их всевозможными тряпочками и убаюкивая, мальчики любили соревноваться при помощи ложек. Издавна ложками не только ели, но и играли на них. И сейчас деревянная ложка является музыкальным инструментом. Музыкантов, которые играют на деревянных ложках, называют "ложкарями". Как вы думаете, как можно играть на ложках?

Дети слушают игру на ложках в аудиозаписи.

Антошка. Хочу также, что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берёт их неправильно), какие-то ложки у меня неправильные!

Воспитатель. Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом инструменте , нужно учиться. Вы хотите научиться?

Дети отвечают.

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова "черпать"). Держат смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук (Демонстрирует).

Очень бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

Порадуем Антошку игрой на ложках?

Приходите, разбирайте,

С ними пляску начинайте

Наши ложки не простые,

Поглядите - расписные!

Ложка ложку ударяй,

Люд честной поразвлекай!

Дети становятся в круг, под песню "Антошка" играют на ложках, Антошка в руках воспитателя танцует в центре круга.

Антошка. Мне очень у вас понравилось. Спасибо за то, что внимательно меня слушали и правильно отвечали на вопросы.

Вы запомнили, какие бывают ложки?

Дети отвечают. А что ими делают?

Дети. Едят, играют как с игрушкой, могут быть музыкальным инструментом.

Воспитатель. А кто же расписывал ложки?

Дети. Мастера - художники.

Воспитатель. Ребята, в старинку к ложкам относились очень бережно, их хранили и передавали по наследству: от отца к сыну и так далее. Ложка являлась семейной ценностью. Поэтому деревянная ложка - часть нашей культуры.

Антошка. Ну а мне пора . До свиданья , ребята! Будьте здоровы! Кушайте хорошо! Да правильно держите ложку за обедом!

Дети прощаются с Антошкой.

Используемая литература:

1.Журнал «Воспитатель ДОУ» № 10/2019- https://www.sfera-podpiska.ru/zhurnaly-arkhiv-v/2019/vospitatel-dou-10-2019

2.https://docplayer.ru/48102132-Konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-poznavatelno-esteticheskogo-haraktera-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-tema-muzey-lozhechki.html

3. https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnik-derevjanoi-lozhki.html

21 января 2020 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.